Степа́н Григо́рьевич Писа́хов (13 (25) октября 1879, Архангельск — 3 мая 1960, там же) — русский писатель, этнограф, сказочник и художник, преподаватель живописи. Известен главным образом историями из жизни поморов.
Степан Григорьевич Писахов родился в городе Архангельске 25 октября 1879 года. Отец Степана Григорьевича по национальности являлся евреем и звали его Пейсах Год, после принятия им православной веры изменил имя и фамилию и стал именоваться — Григорий Михайлович Пейсахов[2]. У Григория Михайловича был отменный художественный вкус, его профессиональная деятельность была связана с чеканкой и ювелирным делом. У Григория Михайловича было ювелирная мастерская и небольшой магазин. Такая черта, как дар к ремесленному искусству, передавался от отца к двум его сыновьям — Павлу Григорьевичу и Степану Григорьевичу. Мама Степана Григорьевича была родом из старообрядческой русской семьи очень строгой в вере и звали её — Ирина Ивановна Милюкова.
Дед Степана Григорьевича по материнской линии был Иван Романович Милюков, который занимал в городе занимал высокий пост — был писарем конторы над Архангельским портом. Бабушка, Хиония Васильевна Милюкова, достаточно часто Павлу Григорьевичу и Степану Григорьевичу сказывала северные былины. Степан Григорьевич воспитывался в атмосфере богатого северного словотворчества, что по сути предопределило его дальнейшую судьбу[3].
В шестилетнем возрасте Степан Григорьевич овладел кистью и очень много рисовал, составлял пейзажи из папоротника и глины.
В 1899 году Степан Григорьевич закончил городское училище и отправился в Казань, где он рассчитывал поступить в художественное училище. Однако данным планам не суждено было сбыться[4]. В 1902 году Степан Григорьевич был зачислен в художественное училище барона Штиглица — Санкт-Петербург. В 1905 году молодой человек принимает участие в студенческих волнениях. За данный факт Степана Григорьевича исключают из состава учащихся учебного заведения.
Профессиональная деятельность
В дальнейшем Степан Григорьевич путешествовал по северным краям. Степан Григорьевич работал в составе нескольких поисковых и научных экспедиций, которые побывали на Новой Земле и на Земле Франца Иосифа, а также произошло знакомство с жизнью и бытом жителей селений на Печоре, Мурмане, Мезени и Онеге. Арктику и Север России Степан Григорьевич познал в совершенстве. Полученные впечатления от путешествий послужили в качестве основы для художественных полотен и путевых заметок.
Кроме того, Степану Григорьевичу удалось побывать и за пределами страны — Палестина и Египет, Италия, Греция и Франция. Однако нигде не встречалось такой красоты, как на русском Севере[5]. Перед началом Первой мировой войны Степан Григорьевич уже сформировался как художник. Персональные выставки Степана Григорьевича проводились в Петербурге и Архангельске. На полотнах Степана Григорьевича можно было наблюдать красоту северной природы во всем её разнообразии. Одна из самых крупнейших выставок Степана Григорьевича состоялась в 1923 году в Москве. Во второй половине жизни Степана Григорьевича на первый план выходят поморские сказания и поэтому происходит становление его как сказочника. Первое произведение, под названием «Не любо — не слушай», выходит из-под пера Степана Григорьевича в 1924 году в сборнике. Впоследствии сказочные произведения автора стали издаваться в местных периодических изданиях. В 1930-е годы сказочные рассказы Степана Григорьевича на регулярной основе стали публиковаться в Москве. В 1939 году Степана Григорьевича включили в состав членов Союза писателей[6].
С точки зрения читателя, в произведениях Степана Григорьевича нравились язык и фантазия автора, так как ничего подобного в русской литературе до Степана Григорьевича не было. В качестве основной темы сказочных рассказов Степана Григорьевича выступает жизнь и быт русского Севера и Архангельского края. Литературные произведения у Степана Григорьевича получались разными по своему характеру: задорными, веселыми, искрометными, злыми, лукавыми, добродушными. Однако финальная часть любого сказочного рассказа заканчивались хорошо[7].
Про наш Архангельский край столько всякой не правды да напраслины говорят, что надумал я ока зать все, как есть у нас
Не любо — не слушай, а врать не мешай
Кругом земляки, соврать не дадут
Страсть сколь красиво
Бабам без новостей дня не про жить
Нарядне нашей деревни нигде не было
Подите, девки, домой, спать валитесь, утром рано разбудим. Не праздник сегодня, не время для гулянки!
Моя жона словами кричит сердито, а личиком улыбается
Ты знаешь ли, что гунушками-то у нас зовут? Это когда губы с маленькой улыбочкой — бантиком
Девок не неволим, на сердце запрету не кладем. А худой жених хорошему дорогу показывает
Пойдемте к Малинину дому в малиновом свете гулять!
Девки, жонки на меня дивуются, поахивают
Худая каша до порогу, хорошая— до задворья, а моя жена кашу сварит—до заполья идешь, из сыта не выпадешь
У чиновников сила в чинах да в печатях: припе чатывать, опечатывать, запечатывать